В России первые ПИФы ориентированы были на инвестиции в облигации и акции, позднее с развитием рынка коллективных инвестиций возник институт закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости.
В России правила работы ПИФов продолжают меняться, эти перемены приносят инвесторам и радости, и огорчения.
В России ЗПИФ недвижимости является инструментом коллективных инвестиций. Множество частных инвесторов при этом свои средства передают профессиональной управляющей компании, которая профессионально управляет этими средства, выбирает объекты инвестирования, оценивает соотношение риска и вероятную прибыль. ПИФы ориентированы на инвестиции на недвижимость, они обладают правом аренды этого имущества, другие имущественные права, которые связаны со строительством, с реконструкцией объектов недвижимости и т.д.
Варианты извлечения дохода ЗПИФов недвижимости – это:
1. приобретение земельных участков и производство необходимых действий, направленные на повышение их цены;
2. строительство и реконструкция объектов жилой или коммерческой недвижимости с их последующей эксплуатацией либо продажей;
3. эксплуатация коммерческих либо производственных объектов недвижимости с последующей сдачей их в аренду.
ЗПИФы недвижимости быстро развивались, так как быстро росли цены на саму недвижимость. По состоянию 31.03.2011 г в России имеется 579 ЗПИФов недвижимости. Их активы превысили 134 млрд. рублей, а это составляет почти 30% стоимости активов всех инвестиционных фондов России.
После отмены налогов у ЗПИФов недвижимости остаются важные конкурентные преимущества – они обеспечивают высокий уровень защиты актива, они создают гарантии не только для инвесторов, но и для девелоперской компании.
Учреждение ПИФа достаточно трудоемкий и сложный процесс. Можно прогнозировать, что ЗПИФы в ближайшие годы, перестанут быть средством оптимизации налогообложения и будут функционировать как инструмент коллективных инвестиций в недвижимость. При этом прирост числа ЗПИФов, вероятно, достаточно заметно упадет, а управляющие компании должны проявить весомую доходность, чтобы показывать значимую доходность.