Перевести деньги другу через мессенджер, получить кредит под оборот эквайринга, застраховать квартиру онлайн, взять деньги в долг через интернет — россияне все чаще пользуются этими и рядом других услуг финтех-стартапов. Не все из начинающих предпринимателей конкуренты классическим банкам — некоторые предлагают им партнерство. Можно будет оформить онлайн кредит без процентов.
Мобильная перестройка
«Банкам сложно поспевать за всеми технологическими трендами — у них часто даже не синхронизированы сервисы: то, что есть на сайте, не всегда можно найти в мобильном приложении, и наоборот. Что уж говорить о более сложных инструментах», — рассуждает Михаил Попов, основатель сервиса TalkBank. Сервис позволяет совершать простые финансовые операции через чат-бот, работающий в популярных мессенджерах (WhatsApp, Telegram, Viber и т.п.): переводить деньги, пополнять счет мобильного телефона, оплачивать товары и услуги, блокировать и разблокировать карты, запрашивать онлайн-выписки по счету.
У TalkBank нет собственной банковской лицензии. Он, как многие современные финтех-сервисы, предпочитает быть поставщиком услуг для традиционных банков — предоставляет программное обеспечение, в которое встраиваются сервисы банков-партнеров (таких как Кредит Урал Банк, Транскапиталбанк, РФИ Банк). Для многих кредитных учреждений такие посредники — возможность не опоздать за стремительным развитием технологий. Доля пользователей мобильного банкинга высока только у полностью цифровых банков, у остальных она находится на уровне 10–20%, оценивает Попов. Потенциал рынка высок, но кредитные организации используют его слабо, считает предприниматель.
Плюсы в «Карму»
Финтех-стартапы закрепляются на рынке не только потому, что традиционные банки отстают в использовании цифровых технологий. Передовые компании осваивают те ниши, в которых банки неактивны. Например, большинство банков сейчас неохотно кредитуют малый и средний бизнес. Однако предприниматели, которым отказали кредитные организации, могут попытать счастья на краудинвестинговых платформах, где одни пользователи (тут их называют инвесторами) ссужают деньги другим.
Оформление заявки
Здесь им, правда, придется заплатить более существенный, чем в банках, процент — платформы страхуются от слишком высоких рисков невозврата. Но в перспективе они собираются снижать ставку. «Годовая ставка по кредитам в банках составляет 16–18%, у нас — 22–25%, — рассказывает основатель краудлендинговой платформы «Карма» Артем Лаптев. — Чем выше доверие к бренду, тем ниже ставка. Со временем она вполне может сравняться с банковской». В услугах краудлендинга часто нуждаются интернет-магазины, особенно те, у кого есть сезонные пики, отмечает Лаптев.
Кроме денег на балансе, у онлайн-ретейлеров почти ничего нет, и обычным банкам сложно выдать им кредит. «Карма» же готова рассмотреть в качестве залогового актива сам их сайт — если у него приличные показатели посещаемости. Чтобы привлечь новых заемщиков, платформа также предлагает условия, которые нивелируют высокие стартовые ставки. Так, предприниматель может получить заем под 18% годовых, как в банке, но дополнительно он должен будет предоставить инвестору кешбэк (например, 10%) на покупки в своем магазине.***