В последнее время бытует мнение, что машиностроение в России давно стерто с лица земли и новых российских тракторов мы давно не строили, и хорошо, что Белоруссию хотя бы еще можно купить у соседей. Я, конечно, не буду говорить, что все сказочно, но позитивные сдвиги есть, и в то же время на фоне разрухи 90-х эти сдвиги кажутся просто гигантскими.
Некоторые компании развалились, некоторые, наоборот, уверенно вышли на рыночные полосы, а некоторые сегменты рынка даже полностью обеспечены тракторами собственного производства. О причинах можно говорить долго, и это уже тема для другого материала. В нашей статье мы постараемся проанализировать, то, что работает и пользуется спросом и при этом производится в России. Начнем обзор по возрастающей, от мала до велика.
Минитракторы
Минитракторы являются одним из самых востребованных классов на рынке, и ежегодно в России продается в среднем около 7-10 тысяч таких машин. Российские производители уверенно лидируют в этой категории.
Одним из лидеров в этом сегменте является челябинская компания ООО «Трактор», базирующаяся в городе Еманчелинске. Завод выпускает несколько моделей марки «Уралец» мощностью от 16 до 22 л.с. Компания выпускает около 1500 тысяч тракторов в год, а самой популярной моделью является «Уралез-220». История бренда началась в 2000 году, когда компания впервые стала дилером китайской техники, и выпустила свой первый трактор в 2004 году. В хозяйство техника попала потому, что мелким фермерам нужна была недорогая и неприхотливая техника, а учитывая достаточный выбор навесного и прицепного оборудования, которые также производятся на заводе, уралец стал очень популярен. По сути Уралец — это локализованная китайская джимно, но с каждым годом степень локализации увеличивается, а китайцев остается все меньше.
Вторая популярная российская марка минитракторов – Чувашпиллер. В линейке этого производителя есть еще много моделей от 12 до 35 л.с. для любой сумки и задачи. Эта компания также выпускает около 1500 тысяч тракторов в год, а модельный ряд также является копией китайских тракторов, максимально локализованных по российским меркам.
КамТЗ
История Камского тракторного завода очень непростая. Дважды предпринимались попытки начать производство тракторов, и оба раза оно было закрыто. Первый раз это было в 1985-88 годах, но дела пошли не очень и производство было перенесено на КамТЗ, добавлены автомобильные товары… Вторая попытка, кстати, чрезвычайно удачная, была в 2008 году, когда здесь началась сборка четырех моделей мощностью от 85 до 215 л.с. Для 2008 года это был настоящий прорыв, ведь качество камских тракторов ничем не уступало импортным, а цена была на уровне МТЗ.
Однако кризис 2008-09 годов парализовал производство и инвестиции были свернуты. Третий бум завод пережил в 2013 году, когда производство возобновилось совместно с итальянской компанией ARGO (5-е место в мире по производству тракторов) и первые 200 машин были проданы по предварительному заказу, что говорит о многом. В этот момент в ассортименте компании три модели: ТТХ-185, ТТХ-215 и ТТХ-230, где последняя цифра означает мощность. В ближайшее время КамТЗ планирует выйти на уровень 1000 тракторов в год и расширить модельный ряд. В перспективе завод должен стать основным конкурентом МТЗ.
Самоходные буровые установки нашли широкое применение в инженерных изысканиях, бурении скважин на воду, горнодобывающей промышленности, геологоразведке и строительстве. В зависимости от назначения они могут различаться по мощности, максимальной глубине и диаметру бурения.
Такие буровые установки монтируются на шасси трелевочных тракторов, гусеничных вездеходов типа МТЛБУ, колесных вездеходов Урал или КАМАЗ. Не теряйте времени на поиски, делайте заявку на приобретение буровых установок от надежного производителя в МОЗБТ москва.
Агромаш
Но в этой категории, в которой представлен «Агромаш», на самом деле не просто провал, а настоящая катастрофа. Несмотря на то, что в СССР традиционно селен был в производстве тракторов схожей мощности, и выпускали их сразу несколько заводов, с распадом союза эта категория стала больным вопросом. С одной стороны, белорусский гигант МТЗ при господдержке уверенно завоевал российский рынок, с другой стороны, внутренняя слабость российских заводов привела к тому, что российские заводы представлена здесь более официально, а Липецк и вовсе закрыл выпуск гражданской продукции.
Минский завод ежегодно продает в России 15-18 тысяч тракторов, и причина очень проста – дешево и доступно, а трактор “Агромаш” дороже, а качество пока вызывает вопросы, да и конкурентов больше нет. Однако предъявить их все же не лишнее, да и производство постепенно растет, и если в 2012 году было выпущено всего 38 единиц, то в 2015-м уже более 500.
Владимирский тракторный завод — производит колесные тракторы «Агромаш» мощностью от 30 до 85 л.с. и является основным конкурентом МТЗ. Есть еще модель Агромаш 180 мощностью 180 л.с., но это больше для модельного ряда, и в этом сегменте полностью доминируют иностранные производители.
Волгоградский тракторный завод – гусеничные тракторы Агромаш 90ТГ образца 2014 года, которые являются усовершенствованной версией ДТ-75 и пользуются большим спросом в некоторых регионах с мягкими грунтами на нашем рынке.
Алтайский тракторный завод, несмотря на все проблемы, пережил самые тяжелые времена и сохранил производство, пусть и в несколько сжатом объеме. Основное ее направление – производство гусеничных тракторов для сельского хозяйства и лесозаготовок. В линейке сельскохозяйственных тракторов три модели мощностью от 140 до 200 л.с. и последняя новинка – трактор Т-501 с российским двигателем Д-461-19 мощностью 200 л.с. Объемы производства небольшие, всего завод может выпускать около 500 единиц спецтехники в год. Однако этого вполне достаточно, так как рынок гусеничных тракторов не такой уж и большой.