Российский рынок потребительского кредитования начал создаваться относительно недавно, а с 2003 года наступил настоящий расцвет предложения заемных средств частным лицам на личные нужды. Первопроходцем в предложении POS-кредитов стал банк Русский Стандарт, который открыл свои точки продаж розничных финансовых услуг в крупных сетевых торговых организациях по всей стране. Первые кредиты для частных лиц позволяли приобрести в магазинах и торговых центрах лишь имеющиеся товары, на руки заемщики не могли получить необходимые денежные средства. Для получения средств на руки чаще всего потребуется кредит под залог имущества или же другой вариант когда сумма не значительная.
Условия и требования ужесточаются
Ежегодно выдавае населению кредиты под залог квартиры, автокредиты, займы наличными и кредитов на самые разнообразные нужды превышает десятки миллиардов долларов. Вплоть до кризиса 2008 года условия получения кредитов физическими лицами были сравнительно мягкими, однако, после него, банки начали вводить более жесткие стандарты оценки потенциальных заемщиков.
На сегодняшний день трудно найти кредиты, предоставляемые лицам моложе 21 года, и практически не осталось программ кредитования с обеспечением в виде ценных бумаг. Теперь для получения денег в банке все чаще требуется справка об официальном доходе и подтверждение трудоустройства.
Банки все равно получают проблемные долги
Доля просроченной задолженности, несмотря на это, пока и не думает снижаться, а напротив показывает угрожающий рост. Сегодня большинство банков имеет 3-5% «проблемных» кредитов от общего объема своего портфеля выданных ссуд. Основной причиной такого большого количества нарушений и роста просроченной задолженности является отсутствие эффективных методов борьбы с рисками. Чаще всего банки предпочитают просто наказывать всех без разбору заемщиков рублем – устанавливая повышенную процентную ставку за риск.
Потребительский кредит в РФ можно получить лишь по ставке, которая заставляет добросовестного кредитополучателя платить за себя и за ненадежного должника.
Скоринговые системы появились в отечественных банков сравнительно недавно и до сих пор эффективно используются не повсеместно. Зачастую решения о выдаче займов принимается централизовано, что значительно увеличивает время ожидания ответа банка на несколько дней. Многие банки не в полной мере используют возможности Централизованного каталога кредитных историй и не запрашивают информацию о прошлом опыте заимствования потенциального клиента.
Но все же, несмотря на свою молодость и неопытность во многих вопросах, банки достигли грандиозного прогресса в применении западного опыта в современных реалиях российского рынка потребительского кредитования, сегодня заложить дом гораздо проще чем это было десять лет назад.