По оценкам экспертов, ставки капитализации качественных объектов на рынке российской недвижимости значительно превышают европейские показатели. Например, в столице доходность объектов строительства (торговая площадь, офис, склад) может достигать 12%. Сравним с Ригой – там этот показатель не превышает 3%. Потенциал у страны огромный, а Москва входит в десятку самых крупных быстрорастущих городов мира.
В российской столице наблюдается большой дефицит недвижимости, следовательно, соответствующая потребность в инвесторах. Между тем, в России, по итогам первого квартала 2011 года, в строительство вложено лишь 0.2% от общего объема всех инвестиций. Ещё одна парадоксальная цифра: по данным Национального рейтингового агентства, Россия в рейтинге инвестиционной привлекательности находится рядом с Киргизией, занимая среди стран мира 130 место! Чего же опасаются солидные инвесторы?
Языковая среда. В России она оценивается, как не комфортная. Иностранцы чувствуют себя гораздо удобнее в Индии или, к примеру, в ЮАР, где большинство говорит по-английски. По данным исследований, проведенных среди 44 стран, где английский не является государственным языком, Россия занимает позорное последнее место по знанию английского языка. Свыше 70% населения страны не владеют языком, являющимся общепризнанным языковым стандартом.
Негативный имидж. Россия до сих пор воспринимается как «империя зла» СССР. И хотя ситуация в стране меняется, настороженность по отношению к нашему государству ещё очень велика. По данным опроса, ежегодно проходящего в 27 странах мира, в этом году имидж России оказался со знаком «минус», более того, у нашего государства этот показатель хуже, чем прошлогодний.
Бюрократические барьеры. Сталкиваясь в России с огромным количеством бумаг и бюрократической волокиты, иностранный инвестор не испытывает желание в дальнейшем вести здесь дела.
Низкие стандарты проведения сделок. Российские бизнесмены пока недостаточно чётко и структурировано ведут дела. Например, на выставке MIPIM-2010 в Каннах Россия представила немало интересных проектов, но конкретно заинтересовавшимся предлагалось приехать в Россию для детального дальнейшего обсуждения. В то же время, на британских стендах к каждому проекту сразу прилагалась вся подробная документация: маркетинговый план, назначение, объемы, земельный участок, границы, функционал, проект соглашения и контактные реквизиты.
Российская ментальность. Видя заинтересованность иностранного инвестора, российские партнеры стараются выжать из него максимальное количество средств, создавая плохую репутацию себе, отрасли и стране в целом.
Как видим, для того, чтобы исправить ситуацию, необходима серьёзная работа по улучшению, как имиджа России, так и деловой репутации представителей российского бизнеса.